Важно знать

Гид по шинам

При подборе шин для транспортного средства в первую очередь необходимо учитывать требования законов и технических регламентов, а также строго следовать спецификациям производителя транспортного средства и производителя шины (размер, индекс нагрузки, категория скорости, тип конструкции и герметизации и т.д).

Для того чтобы ожидания от шин оправдались, необходимо также принимать во внимание возможные условия (климат, рельеф, дистанцию перевозок, тип дорожного покрытия и т.д.), в которых будут эксплуатироваться шины.

«Мишлен» рекомендует не устанавливать на одну ось шины с разницей остаточных глубин протекторов более 5 мм. Такое правило законодательно закреплено в ряде стран мира.

C 1 января 2015 года Технический Регламент Таможенного Союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011, приложение 8, п.п. 5 и 5.6.3.) запрещает эксплуатацию транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами (т.е. шинами, имеющими маркировку M+S и/или 3PMSF) на всех осях транспортного средства в течение трёх зимних месяцев (декабря, января, февраля). Зимний период может быть изменен в сторону увеличения местными властями отдельно взятых районов.

Кроме того, этим же документом вводятся определенные требования к свойствам грузовых шин: с 2015 года – требования по шуму (Стадия 1); требования по сцеплению на мокрой дороге (не применяются сегодня к грузовым шинам); с 1 января 2017 года вводится требование по шуму (Стадия 2) и сопротивление качению (уровень требований Стадия 1).

В большинстве стран мира, в том числе в странах Евразийского Экономического Союза, не допускается установка на одну ось транспортного средства шин разной размерности и конструкции (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), с разными категориями скорости, индексами несущей способности, рисунками протектора, зимних и не зимних, новых и восстановленных, с углубленным рисунком протектора и без.

В первую очередь при подборе шин следует убедиться в том, что индексы несущей способности и категории скорости новых шин равны или превышают аналогичные характеристики шин, установленных изначально производителем транспортного средства. Рекомендации для случаев, когда подбор шин предполагает замену размера, представлены в разделе ЗАМЕНА СТАНДАРТНОГО РАЗМЕРА ШИН.

Далее, принимая во внимание существующие условия эксплуатации транспортных средств, оценив преимущества и выгоды существующих модельных рядов, следует выбрать оптимальный модельный ряд из семи представленных под маркой MICHELIN:

Необходимо подбирать шины, руководствуясь тем, что каждая ось грузового транспортного средства (рулевая, ведущая, прицепная) оснащается специально разработанными для них шинами, для выполнения строго определенных функций. В названиях моделей грузовых шин MICHELIN тип оси, для которой предназначена шина, обозначен буквой:

Примеры обозначения типа оси в названии модели шины:
     X® MULTI F = F рулевая ось (управляемая ось)
     X® LINE ENERGY D или X® COACH XD = D ведущая ось (приводная ось)
     X® MULTI T = T прицепная ось (ось со свободно катящимися шинами)
     X® INCITY XZU = Z для всех осей.

При подборе шин на рулевую ось применяйте только модели с обозначением «F» или «Z» в названии. Эти шины разработаны с учетом всех особенностей эксплуатации на рулевой оси: динамических нагрузок при торможении, углов установки, требуемых характеристик управляемости и т. д. Ответственность за все последствия, возникшие в результате пренебрежения данной рекомендацией, будет нести эксплуатирующая сторона. Помните о том, что восстановленные шины, а также шины, углубленные методом нарезки на рулевую (управляемую) ось устанавливать запрещено законодательством!

При подборе шин на ведущую ось применяйте модели шин с обозначениями «D» или «Z» в названии. Шины с обозначением «D» специально разработаны для обеспечения наилучших характеристик при эксплуатации на ведущих (приводных) осях и оптимально подходят для передачи крутящих и тормозных моментов, а также обладают наилучшей износостойкостью в соответствующих условиях эксплуатации. Шины с обозначением «Z» в названии модели также могут быть установлены на ведущую ось — эта практика часто применяется в автобусных парках для упрощения управления шинным хозяйством путем выбора единого типа протектора. Однако, в силу специфики строения протекторов шин «Z» (меньшая глубина протектора, отсутствие шашек), при такой эксплуатации возможно снижение показателей пробегов. Также следует принимать во внимание то, что тяговые свойства шин «Z» значительно ниже, чем аналогичный показатель шин «D». Это может затруднить эксплуатацию транспортных средств в зимний период.

При подборе шин на прицепную ось применяйте модели шин с обозначением «T» или «Z» в названии. Эти модели шин разработаны с учетом всех особенностей эксплуатации шин на прицепных осях: статические и динамические нагрузки, стойкость к вырывам и износу при волочении, стойкость к неравномерным и ускоренным износам. Обычно шины «T» имеют более высокий индекс грузоподъёмности. Поэтому при монтаже шин на прицепные оси убедитесь дополнительно, что индексы скорости и грузоподъёмности шины соответствуют применяемым нагрузкам на оси. Шины MICHELIN с обозначением «T», предназначенные для эксплуатации на прицепных осях, имеют дополнительно маркировку «FRT» (Free Rolling Tyre — Шина свободного качения), применяемую «ETRTO» для обозначения прицепных шин. Шины с маркировкой «FRT» категорически запрещено применять на рулевых (управляемых) и ведущих (приводных) осях транспортных средств, но они могут устанавливаться на последние неприводные оси моторных транспортных средств (колесные формулы 6x2, 8x2).

При замене стандартного размера шин (первично установленного/рекомендованного производителем транспортного средства) на грузовом транспортном средстве необходимо удостовериться, что установка нового размера шин/колёс в сборе не противоречит рекомендациям производителя транспортного средства. Также следует убедиться, что такая замена не противоречит законодательству стран, где планируется эксплуатировать транспортное средство. Последнее актуально для международных перевозчиков, поскольку в некоторых странах для замены стандартного размера шин/колёс необходимо разрешение государственных контролирующих организаций.

Убедитесь в том, что выбранный вами размер одобрен для установки производителем транспортного средства. Также обратите внимание на индекс несущей способности шины выбранного размера — грузоподъемность всех шин на оси должна соответствовать максимальной предполагаемой эксплуатационной нагрузке на данную ось, а также максимально допустимой нагрузке на ось для данного транспортного средства по рекомендациям производителя и требованиям Приложения 5 ТР ТС 018/2011.

Максимально допустимая нагрузка на ось (грузоподъёмность/несущая способность оси) определяется производителем оси/транспортного средства на основании законодательных норм (см. Приложение 5 ТР ТС 018/2011), а также исходя из технического назначения оси/транспортного средства. Сама по себе установка на ось шин с повышенным индексом грузоподъёмности не гарантирует безопасную и надежную эксплуатацию с повышенными нагрузками — для этого необходимо, чтобы и оси, и иные узлы транспортного средства были рассчитаны под применяемые нагрузки.

Для каждого размера шин существует один или несколько размеров ободьев, предписанных отраслевыми стандартами (ГОСТы, E.T.R.T.O. и ISO). В процессе подбора шин обязательно учитывайте этот параметр, и, при необходимости, обращайтесь за консультациями к квалифицированным специалистам.

Монтаж шин на не рекомендованный обод может привести к нежелательным последствиям: повреждение шины/обода; нарушение рабочего режима деформации боковых стенок, изменение стандартного пятна контакта протектора, ухудшение управляемости, сцепления и торможения. Всё это приводит не только к потере ресурса шины, но также может стать и причиной разрушения шины при эксплуатации!

Перед установкой на транспортное средство шин, прежде бывших в эксплуатации, необходимо тщательно исследовать такие шины. Во избежание нарушений требований существующих норм и правил, а главное, для обеспечения максимально безопасной эксплуатации транспортного средства в дальнейшем, такое исследование следует доверить квалифицированному специалисту.
Подробная информация о том, как определить степень износа протектора шины, содержится в главе Эксплуатация шин (см. подраздел Проверка остаточной высоты протектора в разделе Регулярная инспекция шин). Ознакомьтесь также с мерами предосторожности при монтаже и накачивании шин в главе Сервис шин (раздел Меры предосторожности).

В условиях эксплуатации на территории большинства государств СНГ, компания «Мишлен» допускает применение метода дополнительного углубления протектора или, другими словами, нарезку шин, на ведущих и прицепных осях транспортных средств. В случае со стандартным трёхосным полуприцепом «Мишлен» допускает эксплуатацию нарезанных шин на средней оси такого полуприцепа. «Мишлен» не рекомендует эксплуатацию нарезанных шин в зимний период. Наилучший период для применения нарезанных шин в средних широтах — с апреля по октябрь, в отсутствие снежного покрова и гололедицы.

Применение нарезанных шин на рулевой (управляемой) оси запрещено.

В соответствии с требованиями отраслевых норм и правил ЕЭК ООН, на боковинах грузовых шин MICHELIN содержится вся информация, необходимая для её идентификации:

  • обозначение размера шины (типоразмер шины);
  • тип конструкции шины (для радиальных шин: литера «R» в обозначении размера и маркировка «RADIAL»);
  • наименование изготовителя и товарные знаки (примеры: MICHELINTM, XTM, LINETM, ENERGYTM);
  • комбинация категории скорости и индекса несущей способности (пример: «152/148 M», где «M» – категория скорости, а «152/148» – индекс несущей способности шины; присваивается каждому типу шины по результатам испытаний на прочность по специальной методике);
  • способ герметизации (маркировка «TUBELESS» или «TUBE TYPE»);
  • дата изготовления (четыре цифры, обозначающие неделю и год на одной из двух боковин в составе маркировки, начинающейся с аббревиатуры «DOT»; например: 08 16 обозначает дату производства, как 8-я неделя 2016 года);
  • заводской идентификационный номер (на одной из двух боковин);
  • дополнительная комбинация категории скорости и индекса несущей способности (альтернативный индекс, т.н. «уникальная точка»);
  • максимально допустимая нагрузка в килограммах и соответствующее максимально допустимое давление в шине;
  • страна производства;
  • штамп официального утверждения и омологации.

Помимо этого в маркировке на боковинах всех грузовых шин MICHELIN содержится следующая информация:

  • название модели шины;
  • тип оси, для которого предназначена шина (Включен в название модели, см. раздел «Правила подбора шин MICHELIN». Возможные варианты: все оси, управляемая, приводная, ось свободного качения);
  • рекомендованные условия эксплуатации (См. раздел «Система наименований шин MICHELIN». Возможные варианты: автомагистрали, местные и региональные дороги, стройплощадки, карьеры, город, бездорожье и т.д.).

Также на боковинах шин MICHELIN могут быть нанесены дополнительные маркировки, информирующие:

  • о зимних свойствах шины («M+S», либо графическое обозначение «три горных пика и снежинка»[1] – именно они определяют возможность использования шин в зимний период);
  • о возможности углубления шины методом нарезки (маркировка «REGROOVABLE»);
  • о возможных ограничениях применения шин на отдельных типах осей (например, маркировка «FRT» – для свободно катящихся шин, предназначенных для эксплуатации на осях прицепов/полуприцепов и прочих осей, не являющихся ведущими или управляемыми);
  • о принадлежности шины к категории тяговых шин (маркировка «TRACTION»);
  • принадлежности шины к классу специальных шин - внедорожных, особо прочных и т.д. (маркировки в виде надписей «MPT», «ML» и «POR»).

На следующей схеме — пример стандартной боковины грузовой шины MICHELIN и расшифровка соответствующих обозначений.
1Согласно Правил №117 ЕЭК ООН - Трёхглавая вершина и снежинка. Далее в тексте – 3PMSF

 

Внимание! Технический Регламент Таможенного Союза №018-2011 определяет категорию зимних шин, разрешенных для использования как минимум в три зимних месяца как шину, имеющую маркировку M+S и/или три горных пика и снежинка. Маркировкой M+S обозначается зимняя шина, т.е. шина, у которой рисунок протектора, материал протектора или конструкция предназначены, прежде всего, для обеспечения на снегу более высоких показателей, чем у обычной шины, в отношении её способности приводить транспортное средство в движение или поддерживать его движение.

В отличие от M+S, маркировка 3PMSF наносится, если шина показала высокие сцепные характеристики на плотном снегу в результате тестов по специальной методике в соответствии с Правилом 177 ЕЭК ООН. Шина с маркировкой 3PMSF - это зимняя шина для использования в тяжелых снежных условиях. Означает у шины, у которой рисунок протектора, материал протектора или конструкция, специально предназначены для использования в тяжелых снежных условиях.

Сведения об актуальных обязательствах производителей по маркировке грузовых шин наиболее полно отражены в отраслевых стандартах E.T.R.T.O и Правилах №54 и №117 ЕЭК OOH. Шина с маркировкой 3PMSF – это зимняя шина: рисунок протектора, материал протектора или конструкция специально предназначены для использования в тяжелых снежных условиях.