Важно знать

Эксплуатация шин

Не допускайте эксплуатацию шин с нагрузкой, превышающей законодательные требования и/или присвоенные производителем индексы несущей способности шин. Также следите, чтобы при эксплуатации не превышалась присвоенная шине категория скорости. Следите за тем, чтобы шины использовались исключительно в рамках сфер рекомендованного применения, обозначенных производителем.

Некорректная настройка углов установки колёс и подвески транспортного средства негативно отразится не только на показателе ходимости шин, но также снизит характеристики управляемости транспортного средства.

Неправильный подбор и ненадлежащая эксплуатация шин могут стать причиной их преждевременного износа. Кроме того, может быть причинен вред узлам и агрегатам ходовой части транспортного средства, а также – вследствие касания с колесом при маневрировании и работе подвески – некоторым элементам кузова и шасси и навесному оборудованию.

От того, насколько корректно подобрано давление в шинах, зависит не только эффективность их эксплуатации. Правильное давление в шинах это ключевой фактор БЕЗОПАСНОСТИ при эксплуатации транспортного средства.

Поведение транспортного средства на дороге (реакция на руление, управляемость и эффективность торможения), сцепные свойства шин на скользких поверхностях, а также стабильность деформаций шины при качении напрямую зависят от давления в шинах.

Для заданной величины нагрузки и условий эксплуатации (скорость, тип дорожного покрытия) существует одно, строго определенное производителем шины, значение давления. Соблюдайте соответствующие рекомендации производителей транспортных средств и производителей шин. Актуальная таблица рекомендованных значений давлений для шин MICHELIN прилагается: Cкачать

ВНИМАНИЕ! Все рекомендованные значения давлений для пневматических шин рассчитаны для холодных шин, т.е. для тех, температура которых соответствует температуре внешней окружающей среды, в которой будет происходить эксплуатация этих шин. Замеры давлений рекомендуется производить на холодных шинах; любые корректировки давлений в ту или иную сторону в шинах, не являющихся холодными, категорически запрещены. Шины считаются холодными через 3-4 часа с момента остановки после длительной эксплуатации.

Допустимое отклонение для значения давления в шине – не более 1% от рекомендованного значения в ту или иную сторону. Однако следует принимать во внимание и то, что сами измерительные приборы также имеют допустимую погрешность. Поэтому указанное отклонение в 1% допустимо для точных поверенных приборов. При наличии сомнений в точности измерительного прибора следует произвести его поверку или же замену на более точный. Величина разницы давлений в шинах на одной оси не должна быть выше двух допустимых отклонений или выше 2% от нормы.

Отклонением не считаются значения, замеренные на горячих шинах – в таком случае для принятия решения о корректировке давлений необходимо дождаться полного остывания шин. Также не считается отклонением повышенное давление в холодной шине, нагретой в результате воздействия прямых солнечных лучей – в этом случае давление может увеличиться на 0,2-0,3 бар.

Необходимо регулярно осуществлять проверку давлений во всех шинах эксплуатируемых транспортных средств (включая запасные колёса). Это позволит своевременно выявлять случаи снижения давления (в том числе аварийные) и уменьшить риски, связанные с использованием шин с недостаточным давлением.

Эксплуатация шины с недостаточным давлением очень опасна! Это приводит к чрезмерному нагреву шины и может стать причиной её внезапного разрушения в процессе движения транспортного средства. В свою очередь, это может привести к самым нежелательным последствиям: потере управления транспортным средством и ДТП со смертельным исходом.

Недостаточное давление в шинах существенно увеличивает риск аквапланирования при движении на мокрой дороге.

Опасно для эксплуатации и избыточное давление в шинах. Такие шины более восприимчивы к механическим повреждениям.

Повышенное давление негативно влияет и на сцепные характеристики шин: снижается эффективность торможения, ухудшаются тягово-сцепные характеристики в сложных климатических условиях.

Во всех случаях некорректное давление отрицательно влияет на пробег шин. При недостаточном давлении быстрее изнашиваются крайние дорожки протектора, а также увеличивается риск возникновения различных неравномерных износов. При повышенном давлении в шинах происходит ускоренный износ центральной части протектора.

 

Подробно о том, как правильно и безопасно осуществлять регулярную проверку и корректировку давлений в шинах на транспортном средстве вы можете прочитать в Главе эксплуатация шин (см. раздел «Проверка давления в шинах»).

 

Внутренние тесты «Мишлен»

 

Внутренние тесты Мишлен

Длительная стоянка транспортного средства (один месяц и более) представляет собой специфическое условие эксплуатации, которое неизбежно отражается на шинах. Для того чтобы минимизировать это воздействие, «Мишлен» рекомендует придерживаться следующих правил:

  • Осуществите визуальную проверку всех шин соответствующего транспортного средства, включая запасные шины, на предмет отсутствия видимых механических повреждений, достигающих металлических слоёв шин. При этом ни в коем случае нельзя воздействовать на обнаруженные повреждения каким-либо ручным инструментом (ковыряние шилом, отверткой и т.д.). Подробнее о мерах предосторожности при инспекции шин на транспортном средстве см. раздел «Инспекция шин: меры предосторожности». При наличии видимых повреждений, шину необходимо демонтировать и осуществить ремонт у специалистов, либо заменить поврежденные шины.
  • После визуальной проверки, в случае отсутствия вышеописанных повреждений, проверьте и, при необходимости, откорректируйте давления в шинах, в соответствии с рекомендациями в разделах «Правильное давление в шинах» и «Проверка давления в шинах».
  • Для стоянки транспортного средства желательно подобрать сухое ровное место с твердым покрытием. Следует убедиться в том, что на площадке для стоянки и по её границам нет предметов с режущими кромками (острые камни, металлические предметы – швеллеры, арматура и т.п.). Площадка не должна быть загрязнена ГСМ (масляные пятна, разлитые технические жидкости и т.д.). Рекомендуется подобрать площадку таким образом, чтобы шины были защищены от воздействия прямых солнечных лучей.
  • При длительной сезонной стоянке (более 2-х месяцев) рекомендуется один раз в 2 месяца перемещать транспортное средство на пол-оборота колеса. Это позволит избежать негативных последствий, связанных с длительной фиксацией деформированных боковин шин под нагрузкой в одном положении. В противном случае шины могут приобрести неустранимые дефекты (деформации, трещины на поверхности резины боковины).
  • Следует не реже, чем раз в месяц, проверять давления в шинах транспортных средств, находящихся на длительной стоянке. Не допускается стоянка с недостаточным давлением в шинах, поскольку это также может привести к приобретению ими неустранимых дефектов.

Перед началом эксплуатации транспортного средства после длительной стоянки необходимо тщательно осмотреть шины, проверить и откорректировать давление в них и попутно проверить работоспособность вентилей, золотников и удлинителей.

Перед началом инспекции шин, установленных на транспортном средстве, следует убедиться, что транспортное средство обездвижено, двигатель заглушен и включены тормозные механизмы. Важное условие безопасности при этом: сотрудник, обладающий ключами транспортного средства (водитель/механик/слесарь – зависит от обстоятельств) должен знать о том, что в настоящий момент проводится инспекция шин и колёс. Помните о том, что даже если двигатель заглушен, лицо, не подозревающее о нахождении рядом с транспортным средством кого-то ещё, может выпустить воздух из системы пневмоподвески. При этом человек, непосредственно находящийся у шин/колес, может получить серьезные травмы вплоть до летального исхода в результате сдавливания опускающимся шасси транспортного средства.

Инспекцию шин на транспортных средствах необходимо осуществлять регулярно в рамках плановых ТО, либо чаще, при выпуске транспортного средства на линию в соответствии с инструкциями автотранспортного предприятия. При осмотрах необходимо фиксировать значения замеров глубин протекторов и давлений, а также фиксировать сведения об обнаруженных повреждениях, неравномерных износах и прочих дефектах. Это позволит не только продлить срок эксплуатации шин, но и повысит надежность и безопасность их использования, сведя к минимуму непредвиденные выходы из строя. Также рекомендуется проверять маркировку инспектируемых шин: дату производства, тип оси, индексы нагрузки и категории скорости, наличие/отсутствие зимних маркировок. Помните, что важно убедиться в идентичности шин, установленных на одной оси.

Обязательно следует уделять внимание запасным колесам – ни в коем случае не стоит их игнорировать при инспекции. Всегда обращайте внимание на возраст запасных шин, т.к. зачастую это самые старые шины на транспортном средстве. Обязательно убедитесь в отсутствии каких-либо законодательных и технических ограничений для установки запасного колеса на транспортное средство.

Следует тщательно осматривать все обнаруженные повреждения и деформации на поверхностях шин, при этом, однако, соблюдая меры предосторожности. Нельзя воздействовать на обнаруженные повреждения на накачанной шине каким-либо ручным инструментом (ковыряние шилом, отверткой и т.д.). Это может привести к разрушению шины, что, в свою очередь, может причинить тяжкие телесные повреждения вплоть до летального исхода.

Необходимо снять с эксплуатации для последующей проверки на пригодность к дальнейшей эксплуатации/ремонту шины со следующими обнаруженными дефектами:

  • Порезы, износы и прочие механические дефекты, обнажающие металлические тросы/нити либо обрезиненную структуру металлокорда в любой зоне шины.
  • Шины с торчащими из протектора/верхней боковины посторонними предметами (саморезы, проволока, прочие предметы).
  • Деформации на любых частях шины.
  • Окружные следы на боковине в виде направленного истирания, свидетельствующие об эксплуатации шины с низким давлением.
  • Отслоения элементов шины друг от друга в любых зонах.

Проверку шин с указанными дефектами следует доверить квалифицированному специалисту.

Дальнейшее использование шин с подобными дефектами запрещено и может привести к последующему их разрушению в процессе эксплуатации и нанесению ущерба прочим участникам движения и лицам, находящимся вблизи, вплоть до серьезных травм и летального исхода.

Каждый раз при инспекции шин и колес обращайте внимание на состояние золотников, вентилей, колпачков и удлинителей. При необходимости своевременно осуществляйте/требуйте их замену. От этих элементов напрямую зависит надежность эксплуатации шин; кроме того, при их неисправности невозможно гарантировать регулярный контроль давлений в шинах водителями.

Итак, вот основные объекты исследования при инспекции шин:

  • Маркировка шины (дата производства, проверка допустимости эксплуатации в соответствии с законодательными и техническими ограничениями) и проверка на соответствие шин транспортному средству на основании рекомендаций производителя транспортного средства и производителя шины.
  • Визуальные дефекты шин и колёс.
  • Износ протектора.
  • Давления в шинах и состояние золотников, вентилей, удлинителей и колпачков.

Давление в шинах с течением времени постепенно снижается естественным образом. Кроме того существует ряд эксплуатационных рисков потери давления воздуха (сквозные проколы, нарушение герметичности обода/диска и мест примыкания обода и шины, нарушение герметичности вентиля и мест его примыкания к ободу колеса и т.д.).

Поэтому необходимо регулярно проверять и, при необходимости, корректировать давления в шинах. Это позволит своевременно выявить утечки воздуха, что в свою очередь, позволит сэкономить средства и повысить надежность перевозок.

При проверке давлений в шинах не следует забывать про запасные колеса транспортных средств – давление в запасном колесе следует проверять с той же периодичностью, что и в остальных колёсах транспортного средства.

Эксплуатация транспортного средства с недостаточным давлением в шинах приводит к чрезмерному нагреву шины, что, в свою очередь, может привести к её разрушению. Данный процесс является необратимым. Последствия эксплуатации шин с недостаточным давлением проявляются не сразу и могут наступить даже после последующей правильной регулировки давления. Помните о том, что разрушение шины в процессе эксплуатации может причинить тяжкие телесные повреждения лицам, находящимся поблизости, вплоть до летального исхода, привести к потере управления транспортным средством и ДТП с самыми тяжкими последствиями.

  • Недостаточное давление в шине существенно увеличивает риск аквапланирования.
  • Избыточное давление в шине может привести к быстрому и неравномерному износу и увеличивает риск повреждения шины и каркаса.
  • Накачка шин азотом вовсе не означает, что давление не нужно контролировать. Проверка должна проводиться также регулярно, как и для шин накачанных воздухом – минимум один раз в две недели.

ВНИМАНИЕ! Все рекомендованные значения давлений для пневматических шин рассчитаны для холодных шин, т.е. для шин, температура которых соответствует температуре внешней окружающей среды, в которой будет происходить эксплуатация этих шин. Замеры давлений рекомендуется производить на холодных шинах; любые корректировки давлений в ту или иную сторону в шинах, не являющихся холодными, запрещены категорически. Холодными шины становятся через 3-4 часа с момента остановки после длительной эксплуатации транспортного средства.

Где взять рекомендованные значения давлений? В первую очередь следует обратиться к руководству по эксплуатации или к рекомендациям производителя транспортного средства. Также смотрите Таблицу Рекомендованных давлений для шин MICHELIN в разделе Правильное давление в шинах.

Всегда проверяйте высоту протектора шин в нескольких местах по ширине (центральная дорожка и крайние дорожки) и в окружном направлении. Это позволит выявить некоторые виды неравномерных износов на ранней стадии.

Для проверки «Мишлен» рекомендует использовать специальный инструмент - измеритель высоты протектора с точностью замера 0,1 мм. Также можно визуально оценить износ протектора, проверив участки с индикаторами износа, которые можно идентифицировать:

  • визуально по протектору (выступы правильной формы в канавках, иногда в центре выступа расположен «колодец» индикатора глубины возможного углубления нарезкой),
  • по специальному символу на верхней боковине протектора (по умолчанию это может быть небольшой треугольник, либо символ «Мистер Мишлен» для большинства грузовых шин MICHELIN).

По достижении минимально допустимой высоты протектора, прописанной в законодательстве и Техническом регламенте, шину необходимо снять с эксплуатации.

При обнаружении неравномерных износов или значительной разницы износов шин, установленных на одной оси, обязательно проконсультируйтесь с квалифицированным специалистом.

В подавляющем большинстве случаев неравномерные и ускоренные износы это своеобразные индикаторы наличия какой-либо эксплуатационного фактора или проблемы (состояние подвески и/или рулевого механизма, неверно подобранное давление, углы установки колес, параллельность осей, центр тяжести и т.д.)

Минимальная высота протектора для шин грузовых транспортных средств составляет 1 мм, автобусов – 2 мм, а в случае эксплуатации шин с маркировками «M+S» и «3PMSF» (см. разделы «Маркировка шин» и «Сезонность шин») в зимний период необходима минимальная высота протектора 4 мм. В ПДД, а также в п.п. 5.6.1-5.6.5 Приложения 8 к ТР ТС 018/2011 подробно описаны критерии определения непригодности к эксплуатации вследствие износа:

  • при появлении одного индикатора износа при равномерном износе или появлении двух индикаторов в каждом из двух сечений при неравномерном износе беговой дорожки протектора;
  • при наличии участка беговой дорожки, на котором высота рисунка протектора по всей длине ниже минимально допустимой; при этом размер этого участка при равномерном износе ограничен прямоугольником шириной не более 50% ширины беговой дорожки, а длиной не более 1/6 длины окружности шины, измеренной посередине беговой дорожки; при неравномерном износе учитывается несколько участков с износом, суммарная площадь которых не более указанного прямоугольника.
  • при наличии неравномерного износа протектора, при котором среднее значение разности высоты рисунка протектора, измеренное в шести местах беговой дорожки, превышает для грузовых транспортных средств 3 мм, а для автобусов – 2 мм.