Важно знать

Обслуживание шин

Все работы по монтажу шин на ободья колёс и установке/снятию колёс с транспортных средств должны проводиться квалифицированными специалистами в соответствии с принятыми отраслевыми стандартами, инструкциями и рекомендациями производителей шин, колёс, оборудования и материалов. Следует также соблюдать требования контролирующих организаций и техники безопасности. Это неотъемлемые условия обеспечения безопасности как самого процесса шиномонтажа, так и надёжности и эффективности эксплуатации смонтированных шин и колёс в дальнейшем.

Несоблюдение этих условий может привести к самым нежелательным негативным последствиям вплоть до гибели людей, как в процессе монтажа, так и в процессе использования неправильно собранного и установленного колеса.

Поэтому крайне важно, чтобы все операции с шинами и колёсами в рамках их эксплуатации и обслуживания проводились квалифицированными специалистами с применением надлежащего оборудования, инструментов, расходных материалов и соблюдением всех соответствующих правил и стандартов. Если работы осуществляются стажерами, то они всегда должны работать под контролем квалифицированных коллег/наставников.

При осуществлении шиномонтажных работ, специалисты должны следовать требованиям техники безопасности, использовать спецодежду, включая защитные перчатки, специальную обувь и защитные очки. 

Все занятые специалисты должны ознакомиться с соответствующими инструкциями, рекомендациями и требованиями и иметь к ним постоянный беспрепятственный доступ.

Внимание! Гаражное оборудование должно соответствовать всем обязательным требованиям безопасности Технического Регламента "О безопасности машин и оборудования" ТР ТС 010/2011.

Перед началом работ по снятию/установке колёс в сборе следует убедиться в том, что транспортное средство обездвижено, двигатель заглушен, включены тормозные механизмы, а колёса, с которыми не планируется проводить манипуляции, дополнительно зафиксированы путём установки противооткатных упоров (башмаков).

В случае установленных сдвоенных колёс, а также при наличии видимых повреждений на шине, ободе или диске колеса, перед снятием колёс с транспортного средства, сначала следует выпустить из них воздух путем извлечения клапана (золотника) из вентиля. 

Необходимо убедиться в том, что температура колеса и его элементов, а также ступицы и тормозных механизмов достаточно низкая, и риск получения ожогов отсутствует. Ни в коем случае не нужно для этого прикасаться к указанным элементам – лучше всего использовать инфракрасный термопистолет с лазерным указателем.

Также в целях безопасности необходимо строго соблюдать инструкцию по эксплуатации и обслуживанию производителя конкретного транспортного средства.

«Мишлен» категорически не рекомендует демонтаж шины с обода без снятия колеса с транспортного средства. Если же, несмотря на это, было принято решение о демонтаже шины с обода колеса, зафиксированного на ступице транспортного средства, то следует выпустить воздух из такого колеса путем извлечения клапана (золотника) из вентиля. В таком случае также нужно убедиться в том, что температура колеса и его элементов достаточно низкая и не представляет опасности.

Убедитесь, что все составные части колеса в сборе: шина, вентиль, обод, привалочная плоскость диска и т.д. Проверьте также камеры, ободные ленты, уплотнительные кольца (для колёс с соответствующими типами герметизации) – они должны находиться в исправном состоянии.

Проконтролируйте соответствие всех компонентов собираемого колеса друг другу: маркировки всех необходимых элементов (шина, колесный диск, камера, ободная лента). Убедитесь также в том, что колесо в сборе можно устанавливать на данное транспортное средство, проверьте соответствие типа шины заявленным условиям эксплуатации.

При монтаже шины на обод и при установке колеса на транспортное средство учитывайте и соблюдайте рекомендованное позиционирование шины (направление вращения для направленных рисунков протектора и/или внутреннюю/внешнюю сторону для ассиметричных шин), а также учитывайте все предписания, указанные маркировками на боковине шины.

Обязательно проверьте работоспособность и общее состояние вентиля накачки колеса. При использовании ранее эксплуатировавшегося колеса, обязательно замените клапан (золотник) вентиля. Также проверьте колпачок вентиля на герметичность и исправность резьбы. Колпачок обязательно должен быть металлическим и иметь резиновый уплотнитель, обеспечивающий герметичность и защиту от попадания воды и грязи. Пластмассовые колпачки эффективны для велосипедных колёс, но не подходят для колёс грузовых транспортных средств.

При плановой замене шин, «Мишлен» рекомендует одновременно проводить замену вентиля в сборе, включая резиновый уплотнитель в зоне фиксации вентиля к ободу колеса. Также при этом следует заменить удлинитель для вентиля внутреннего колеса в случае со сдвоенными колёсами. Это необходимо, поскольку эти детали регулярно испытывают тепловое воздействие от тормозных механизмов, расположенных в непосредственной близости, и нельзя гарантировать их последующую бесперебойную работу.

После установки колеса в сборе на транспортное средство необходимо затянуть резьбовые крепежные соединения (гайки; реже – болты) при помощи динамометрического ключа с соблюдением соответствующих рекомендаций производителей транспортных средств, касающихся моментов силы и последовательности затяжки резьбовых соединений.

Накачка шин – ответственная процедура. Дело здесь не только в том, что от правильного давления зависит безопасность эксплуатации транспортного средства в дальнейшем. Прежде всего, сам процесс накачивания шины требует соблюдения определенных мер безопасности. Дело в том, что при внезапной разгерметизации, либо при разрушении грузовой шины с рабочим давлением от 3-4 бар и выше (до 10-12 бар для шины, нагревшейся в процессе эксплуатации) выделяется большое количество энергии, смертельно опасное для людей и животных, находящихся в непосредственной близости от колеса.

Прежде, чем начать подачу давления в шину, следует убедиться в том, что внутренняя поверхность шины сухая и чистая. Если предстоит накачать шину, уже бывшую в эксплуатации, то нужно тщательно проверить её на наличие признаков эксплуатации с давлением, пониженным относительно рекомендованного. Эту процедуру по возможности следует доверить квалифицированному специалисту. При обнаружении подобных признаков во внутреннем пространстве шины незамедлительно снимите данный экземпляр с эксплуатации и утилизируйте её.

Какие шины накачивать и эксплуатировать нельзя?

  • шины, которые использовались с пониженным давлением или без давления;
  • шины, от которых исходит сильный запах нефтепродуктов (бензин, масло);
  • шины, которые прежде испытали избыточный нагрев (например, вследствие некорректной работы тормозной системы);
  • шины с механическими повреждениями, достигающими металлических элементов конструкции (каркас, брекер).

Если при накачивании обнаруживаются деформации на отдельных частях шины, то следует немедленно прекратить накачивание и выпустить из неё воздух путём извлечения клапана (золотника) из вентиля.

Если при замере давления в шине обнаружено значение ниже рекомендованного на 20% и более, такой экземпляр также нельзя накачивать, поскольку высок риск того, что шина эксплуатировалась с таким давлением и приобрела неустранимые дефекты. Они могут привести к разрушению шины при подкачке, либо в дальнейшем при эксплуатации, что может стать причиной гибели людей.

Во всех упомянутых случаях шины также следует проверить у квалифицированного специалиста на предмет наличия существенных для её безопасного и эффективного использования дефектов, пригодности к дальнейшей эксплуатации или ремонтопригодности обнаруженных повреждений. Если при накачивании шины слышен треск, то следует немедленно прекратить накачивание, разгерметизировать шину путем извлечения клапана (золотника) из вентиля и обязательно её утилизировать.

При наличии сомнений в пригодности шины к использованию, следует помнить о том, что попытка сэкономить и оставить такую шину в эксплуатации может привести в дальнейшем к нежелательным последствиям, вплоть до гибели людей. В таком случае всю ответственность будет нести сторона, эксплуатировавшая шину, либо же сторона, оказавшая услугу.

Для накачивания шин необходимо использовать только специально предназначенное для этого оборудование, оснащенное ограничителем подачи давления. Наиболее подходящим способом при работах в шиномонтажной мастерской является накачивание шины в клетке с модулем автоматического отключения подачи давления по достижении значения, введенного оператором.

Если необходимо накачать шину вне мастерской, то в отсутствии клетки нужно руководствоваться следующим правилом. Для накачивания следует использовать пульт с выключателем и манометром (в обиходе – «пистолет»), от которого исходит шланг длиной не менее 4 м. Это позволит управлять процессом на безопасном расстоянии. Сотруднику, осуществляющему накачивание шины, следует при этом находиться со стороны протектора на дистанции минимум три метра от накачиваемого колеса. Ни в коем случае нельзя стоять со стороны боковин накачиваемой шины! Следует также убедиться в том, что люди и животные находятся на расстоянии не менее 10-15 метров. 

Балансировка колёс позволяет значительно снизить уровень вибраций, возникающих при вращении колеса вследствие наличия неуравновешенных вращающихся масс. На первый взгляд 300 грамм неуравновешенной массы для неподвижного 90-килограммового колеса в сборе не выглядят внушительно. Однако на скорости 70 км/ч они будут создавать дисбаланс величиной 40 кг!

Поэтому если балансировка колёс не производилась или была произведена некачественно, это может проявляться в виде вибраций при движении транспортного средства в определенных скоростных диапазонах.

Соответственно, балансировка колёс является обязательным условием обеспечения комфорта при управлении транспортным средством. Кроме того, качественная балансировка – важный фактор увеличения срока службы шин и узлов ходовой части транспортного средства.

«Мишлен» рекомендует проводить проверку балансировки колёс на специальных стендах с последующим уравновешиванием обнаруженных дисбалансов путем крепления специальных балансировочных грузов на ободе колеса. Для обеспечения надлежащего результата балансировочный стенд должен регулярно проходить процедуру калибровки. Балансируемое колесо должно быть корректно расположено и надежно зафиксировано на оси стенда при помощи адаптера, идентичного ступице транспортного средства. Сама процедура должна проводиться квалифицированным специалистом.

Если признаки дисбаланса колёс рулевой оси можно обнаружить в ходе эксплуатации транспортного средства, то для выявления дисбаланса колёс ведущих и прицепных осей необходима проверка на балансировочном стенде. Для обеспечения долговечной эксплуатации шин и узлов ходовой части транспортного средства, «Мишлен» рекомендует проводить балансировку всех его колёс.

В течение жизни шина постоянно подвергается агрессивному воздействию и может получить самые различные повреждения. Даже незначительные дефекты шины не стоит оставлять без внимания. При соблюдении определенных условий шины MICHELIN могут быть отремонтированы: еще на стадии разработки инженеры закладывают запас прочности для обеспечения высоких характеристик ремонтопригодности. И всё же не все повреждения могут быть отремонтированы.

Ремонт шин — сложный и технологичный процесс, который должен осуществляться высококвалифицированными специалистами. Только они могут определить саму возможность ремонта конкретного повреждения в шине.
Ремонт шин – ответственная работа, от качества выполнения которой зависит не только продолжительность жизни шины, но и безопасность на дороге. Такие меры, как установка жгутов в сквозное повреждение, либо заливка жидкости типа «Антипрокол» через вентильное отверстие во внутреннюю полость колеса, даже при соблюдении всех соответствующих рекомендаций, представляют собой временные меры и не могут заменить полноценный профессиональный ремонт дефекта шины.

Профессиональный ремонт предусматривает снятие колеса, демонтаж шины с обода и полную визуальную проверку, как наружной поверхности шины, так и её внутреннего пространства. В ином случае нет никаких гарантий дальнейшей безопасной эксплуатации шины.

При обнаружении на шине неремонтопригодных и необратимых дефектов, которые возникают, например, вследствие чрезмерного перегиба боковых стенок при эксплуатации с недостаточным давлением, необходимо отказаться от использования такого экземпляра и утилизировать.

Принципиальным условием профессионального ремонта шины является надежная герметизация сквозных отверстий, образованных повреждением, как со стороны внутреннего пространства шины, так и снаружи, со стороны протектора. При проведении ремонта недопустимо ограничиваться установкой пластыря без заделки отверстия снаружи, поскольку в таком случае металлокорд шины не будет защищен от попадания влаги и дальнейшего ржавления. Шина с таким ненадлежащим ремонтом может разрушиться как при эксплуатации, так и при обслуживании, что, в свою очередь, может привести к самым нежелательным последствиям, вплоть до гибели людей.

Углубление протектора грузовой шины методом нарезки – это реальная возможность увеличить показатели пробега шины. При этом важно не игнорировать рекомендации и правила производителя как самих шин, так и оборудования для нарезки, а главное – соблюдать требования существующего законодательства. С рекомендациями по комплектации (установке) шин, углублённых методом нарезки, на оси транспортных средств, вы можете ознакомиться в разделе «Установка нарезанных шин» в главе ГИД ПО ШИНАМ. Протекторы всех шин марки MICHELIN с маркировкой «Regroovable» допускается углублять методом нарезки.

Нарезка протектора заключается в удалении части протекторного слоя при помощи прибора с острым нагревающимся лезвием особой формы. Для каждой модели шины MICHELIN с маркировкой «Regroovable» разработана индивидуальная схема нарезки шины (схема и все технические условия нарезки содержатся в продуктовой листовке и продуктовом каталоге, которые доступны на сайте).

Для безопасной и эффективной эксплуатации шин после углубления протектора методом нарезки, необходимо соблюдать следующие правила:

  • При подборе шин для нарезки следует исключать шины с порезами, проколами и прочими повреждениями резины протектора, достигающими металлических брекерных слоёв.
  • Нарезку следует осуществлять по достижении шиной остаточного ресурса в диапазоне от 5 до 2 мм. В иных случаях следует проконсультироваться с техническим специалистом «Мишлен».
  • Процедура углубления протектора должна быть проведена с соблюдением технических условий, разработанных для каждой модели шины (тип лезвия, ширина и теоретическая глубина нарезки, схема нарезки). Они опубликованы в продуктовых листовках и каталоге (доступны на сайте).
  • Следует избегать чрезмерно глубокой нарезки резины протектора. Для этого следует убедиться, что глубина нарезки не превысит глубину индикаторов нарезки («колодцы» в индикаторах износа протектора). В этом случае после нарезки под основанием углубленной канавки протектора сохранится защитный подпротекторный слой 2 мм, необходимый для надежного функционирования шины. Признаки слишком глубокой нарезки протектора – открытый брекерный слой или оттиск структуры тросов брекера на поверхности основания канавки. «Мишлен» запрещает эксплуатацию нарезанных шин с такими признаками.
  • Нарезанные шины следует устанавливать только на приводных осях и осях свободного качения (ведущие оси, прицепные оси, вспомогательные подвесные оси, включая оси с пассивным подруливанием). Эксплуатация нарезанных шин на управляемых осях (рулевых осях) в странах Евразийского Экономического Союза запрещена на законодательном уровне.
  • Не рекомендуется использование нарезанных шин в зимний период.

Правильная и качественная нарезка протектора требует от исполнителя определенных навыков и сноровки. Поэтому все работы, связанные с отбором шин в нарезку и осуществлением нарезки протекторов «Мишлен» рекомендует доверить квалифицированному специалисту, обладающему соответствующим опытом.

Все модели грузовых шин MICHELIN с цельнометаллокордным каркасом по завершении эксплуатации по причине естественного износа могут быть восстановлены (при соответствии определенным критериям) с применением производственных технологий, включающих наложение нового протектора или резины протектора с последующим нагревом в автоклаве или пресс-форме. Восстановленные подобным способом грузовые шины являются отдельным продуктом и должны соответствовать требованиям Правил №109 ЕЭК ООН. Ответственность за надежность и качество продукта в данном случае несет организация, производящая отбор каркасов изношенных шин и последующее восстановление. Наличие у восстановителя грузовых шин сертификата R109 является обязательным условием для гарантии надежности и качества восстановленных шин.

После восстановления рисунка протектора, данные о модели шины, её рисунке протектора, наличии зимних свойств (маркировки M+S, 3PMSF), нагрузочной способности и категории скорости обновляются восстановителем в соответствии с типом рисунка протектора восстановленной шины. При этом марка производителя каркаса обезличивается – например, четыре восстановленные шины идентичной модели от одного восстановителя могут различаться по маркам каркаса, но их установка на одну ось не будет противоречить законодательству, поскольку идентификатором марки восстановленной шины будет являться марка восстановителя.

В таком случае «Мишлен» рекомендует при подборе четырёх восстановленных шин на одну ось, по возможности устанавливать шины, восстановленные на каркасах одной марки. Это позволит снизить риски неравномерных и ускоренных износов отдельных шин.

Для обеспечения максимально высокой доли пригодности шин к восстановлению, в процессе обслуживания и эксплуатации шин соблюдайте правила и рекомендации, содержащиеся в настоящем Руководстве.

Применение восстановленных шин на рулевой (управляемой) оси запрещено!
Условия установки и применения восстановленных шин на транспортных средствах оговариваются Правилом 109 ЕЭК ООН и ТР ТС 018/2011.

Все восстановленные шины, монтируемые на одну ось, должны быть идентичными:

  • по марке восстановителя
  • по размеру шины
  • по структуре каркаса (ЦМК/текстиль, радиальные/диагональные)
  • по индексу нагрузочной способности и категории скорости
  • по типу протектора.

«Мишлен» категорически не рекомендует устанавливать на одну ось восстановленные шины разных восстановителей независимо от марки каркаса. В большинстве стран установка на одну ось шин разных восстановителей запрещена законодательством.